Трассирование линейных объектов

В ходе прокладки автомобильной или трубопроводной трассы, линий электропередач, других коммуникаций возникает необходимость в согласовании её расположения, перенесении оси в натуру, поиске оптимального инженерного решения для проектирования. Эффективным инструментом для получения обоснованного и достоверного результата становится процедура трассирования линейных объектов.

Это изыскания, позволяющие геодезистам учитывать все препятствия, которые могут возникнуть на пути прокладки при использовании кратчайшего маршрута, его геологические и гидрологические черты, которые характерны для конкретно взятой местности. При этом комплекс выполняемых работ в зависимости от особенностей проекта может несколько варьироваться (в данном случае всегда имеет большое значение назначение трассы).

Основные этапы выполнения трассировки линейного объекта

  1. Сбор исходных данных по проектируемой трассе (при этом должны быть указаны все углы её поворота, точные расстояния).
  2. Проведение инженерно-геодезических изысканий на местности.
  3. Выполнение разбивки пикетажа.
  4. Выполнение расчётов.
  5. Составление отчётной документации.

Камеральное трассирование линейных объектов

При выполнении подготовки к трассированию собираются исходные данные, которые представляют собой полярные и прямоугольные координаты с обозначением всех функционально важных для прокладки маршрута промежуточных точек объекта, указанием расстояний от контура до стыковочных пунктов, расположенных на трассе.

Для выполнения камерального этапа трассирования используют в большинстве случаев карты с масштабом 1:50000 или 1:25000 (в ситуации, когда трасса на таких картах не помещается в пределах одного листа, применяется более мелкий масштаб). Далее работы проводятся в полевых условиях непосредственно на месте.

Полевое трассирование

Основными материалами, которые на данном этапе используются геодезистами, становятся карты и стереомодели местности. В ходе своей работы команда специалистов по геодезии фиксирует на местности геодезические или контурные точки, которые позволят в дальнейшем построить необходимые углы и линии. Для того чтобы надёжно зафиксировать вершины таких углов используются деревянные (реже железобетонные) столбы и лёгкие колья в качестве промежуточных точек в трассировке.

Завершающим этапом выполнения работ становится разбивка пикетажа. Выполнение этой процедуры позволяет с высокой точностью выполнить на местности необходимые обозначения при прокладке криволинейных участков трассы путём фиксации на местности дополнительных промежуточных точек. Их количество должно быть таким, чтобы промежутки между точками можно было считать прямыми. Все перечисленные работы и полученные в результате их выполнения данные становятся базовым материалом для последующего проектирования сооружений или коммуникаций по данной трассе.

Основные объекты для трассировки

Все линейные объекты можно условно разделить на более и менее требовательные к прямолинейности строящейся трассы. К первой категории стоит отнести такие коммуникации как трубопроводы различного назначения, каналы. Все они объединены достаточно жёсткими требованиями в отношении перепадов высоты, так как это оказывает существенное влияние на их функциональные возможности и рабочие параметры. В связи с этим точность плана трассировки в данном случае предельно важна.

В качестве примера объектов, которые относятся ко второй категории, можно привести электрические кабельные трассы и линии связи. Вертикальные колебания для них не имеют особого значения, поэтому трассировка производится в данном случае с позиции прокладки самого короткого из возможных вариантов без учёта перепадов высоты и уклонов.

Все статьи

← Остались вопросы? Напишите в форму слева или позвоните по телефону +7 (495) 673-73-30.